С начала 17 века в Японии стали активно развиваться «городские» виды театрального искусства, как бы противопоставленные « аристократическому» театру Но - драматический театр кабуки и кукольный – дзёрури. О кабуки , пожалуй, все достаточно знают. Поговорим немного о кукольном театре, ибо Япония одна из тех стран, где этот вид искусства достиг изрядных высот.
На Западе японский кукольный театр обычно называют «бунраку», но это термин поздний и появился только в конце эпохи Эдо. Первоначальное название было вдохновлено одной из ранних пьес «История девушки Дзёрури».
В отличие от западного кукольного театра, текст произносился не кукловодами. Его читал актер –рассказчик под аккомпанемент сямисена или бива. Если пьеса изначально была написана для кукольного театра, а не взята из репертуара драматического, в ней, помимо реплик персонажей, были и тексты «от повествователя». Он рассказывал, где происходит действие, о предыстории событий, о переживаниях персонажей, которые они не выказывают.
Поначалу, когда и куклы-марионетки, и искусство кукловодов были довольно примитивны, в первую очередь зрители ценили мастерство чтецов и музыкантов – имена некоторых из них дошли до нас. Но постепенно кукольный театр совершенствовался и к середине 18 века достиг своего расцвета.
Управлять куклами было очень сложно, на каждую куклу требовалось три кукловода. Но зато куклы двигались так, что живые актеры стали подражать кукольной пластике.
Насколько можно судить по фотографиям сохранившихся кукол, выглядели они весьма реалистично, головы и лица делались особо тщательно.
Репертуар драматического и кукольного театров не особо отличался и был, в принципе, взаимозаменяем. Особенно любила публика пьесы , основанные на «случаях из жизни», тогдашней криминальной и скандальной хронике.
И когда будете читать либо смотреть пьесы Тикамацу Мондзаэмона – «японского Шекспира», вспомните, что в большинстве своем они были написаны для кукольного театра.

@музыка: если кукла выйдет плохо, назову ее "дуреха"

@темы: история, Япония

Комментарии
06.03.2017 в 21:57

Do or die
У меня в детстве был набор фотографий этих кукол. Такая жутковатая эстетика.
07.03.2017 в 06:30

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Ой, а я думала, что бунраку и дзёрури - это совсем разные жанры :gigi:
07.03.2017 в 07:32

Эмберли, справочник, который я пересказываю, ууверяет, что один и тот же, просто термины разных периодов.
07.03.2017 в 07:35

MirrinMinttu, меня вот что интересует. В одном японском сериале, где действие происходит в начале 19 века, героиня работает как раз чтецом- рассказчиком в кукольном театре. Мы знаем, что в драматическом театре женщинам играть было запрещено ( с 1629 г., если склероз мне не врет), а в кукольном? Или это чисто киношная условность?
07.03.2017 в 08:06

Do or die
Grissel, я думаю, это зависит от того, была ли чтица на сцене. Если за - почему бы и нет.
07.03.2017 в 08:07

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, в википедии написано, что в бунраку играют мужчины, но может, бывали исключения :hmm:
07.03.2017 в 08:12

Сдается мне, это все-таки из разряда "художественное допущение". Просто авторам нужна была метафора "мир - кукольный театр", вот это за уши и притянули, а к основному сюжету это не относится.
07.03.2017 в 08:25

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, что-то мужики себе всё захапали, кабуки изобрела женщина, а потом женщинам вообще запретили играть. Дзёрури первоначально также могли женщины исполнять, например, знаменитая Оно-но О-Цу, а потом опять тоже самое.
07.03.2017 в 08:32

Эмберли, ну, фигли зритель видел, кто там водит марионеток. Вот чтец - это да... А запретом женщинам играть, ибо это "возбуждает сладострастие", мы обязаны Токугаве Иэмицу, которые , как я понимаю, вообще женщинами не шибко увлекался.
07.03.2017 в 08:45

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, вечно скрепы кто-то расшатывает, то геи во всём виноваты, то бабы :lol:
А Токугавы, я так смотрю, быстро выродились, всего одного поколения хватило, чтобы в идиотов превратиться.
07.03.2017 в 08:50

Эмберли, У Хидэтады было два сына, один был вроде бы нормален, но наследником стал именно тот, что с отклонениями. ну да вы в теме. так что приходится альтернативные истории писать. Или снимать - в "Ооку" этот товарищ помер во время эпидемии.
07.03.2017 в 09:42

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, Хидэтада сам виноват, соображал бы быстрее, то отправил сына-недоделка куда подальше в монастырь, но как обычно ушами всё прохлопал. Хотя в истории выродкам почему-то часто больше везёт, чем нормальным. И никакие эпидемии их обычно не берут, брезгуют, наверное)))
07.03.2017 в 09:47

Эмберли, там кстати, роковую роль сыграла именно женщина, Касуга но Цубонэ. В истории довольно часто такое влияние на правителей играют матери, но чтоб нянька - это кажется, единственный случай.
07.03.2017 в 10:00

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, да, чтобы женщина имела такое влияние на политику, устанавливая свои порядки. И это в то время, когда женщинам особо не давали разгуляться. Касуга - настоящий серый кардинал своей эпохи, уникальная личность.
07.03.2017 в 10:01

Эмберли, про нее вроде бы есть тайга, но ее не переводили.
07.03.2017 в 10:03

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, про тайгу не знала, а вот фильм про Касугу скачивала с азия-торрентов, но пока так и не посмотрела.
07.03.2017 в 10:08

Эмберли, может, я и путаю. В сериале "Ооку" она занимает заметное место, но там АИ...
07.03.2017 в 10:12

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, в Ооку она действительно занимала важное место, точнее, она там была полноправной правительницей. И её решения обладали даже большим приоритетом, чем решения совета старейшин, так что для нянечки она прекрасно устроилась.
07.03.2017 в 10:16

Эмберли, ой, да...